Уильям Хогарт. Шедевры мировой живописи.

 Лондонская Национальная галерея
Зал  35 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-35 

Из серии Модный брак Брачный контракт
Из серии «Модный брак» Брачный контракт

Уильям Хогарт (1697-1764) родился в Лондоне. Где и как он получил художественное образование, неизвестно. В то время, когда Хогарт вступил на сцену художественной жизни, ведущая роль в ней еще принадлежала иностранным художникам. Среди богатых собирателей ценились картины фламандских или итальянских мастеров. В 20-х годах он упоминается как иллюстратор и автор злободневных сатирических эстампов. В его искусстве, сформировавшемся под воздействием рисунков Калло и сатирических сценок голландских живописцев, в частности Стена, рано начали проявляться индивидуальные черты.


В 1725 году Уильям Хогарт поступил в Академию живописи Джеймса Торнхилла, а в 1729 году Хогарт женился на его дочери. В том же году он создал полотно на тему «Оперы нищих» Джона Гея, имевшей колоссальный успех у английской публики. Этой работой художник начал свою блестящую карьеру. Дебютируя и как портретист, и как мастер жанровых сцен, он быстро завоевывает себе признание в буржуазных и аристократических кругах.

Большой популярностью пользовалась серия гравюр по шести картинам Хогарта под общим названием Карьера шлюхи. За ней последовали столь же удачные серии: Карьера мота и Модный брак, в которых художник с основательностью бытописателя продолжил рассказ о нравах современного ему общества.

Из серии Модный брак: Будуар графини
Из серии «Модный брак»: Будуар графини

В этих картинах четко проработаны фигуры персонажей и все детали того, что изображено на холсте, прекрасно выстроены композиции, великолепно живописное мастерство. Переходя от одного интерьера к другому, часто с узнаваемыми видами Лондона за окнами, мы наблюдаем губительные последствия брака сына лорда и дочери богатого советника. Эти три серии картин и сделанные с них гравюры были открытием для англичан: оказывается, живопись может быть обличителем общественных пороков.

Совсем другой Хогарт предстает перед нами в портретах, особенно если он пишет столь любимые им народные типы, близких ему людей, детей. Большой удачей художника можно считать групповой портрет детей аптекаря. Картина Дети Грехем вводит нас в полный очарования мир небогатой английской семьи.

Дети Грэхем
Дети Грэхем

Подлинный шедевр – Девушка с креветками, написанная яркими и стремительными мазками. Ясный образ этой хохочущей, пышущей здоровьем, жизнерадостной девушки из народа как бы противостоит тому уродливому и порочному миру, который художник обличал в своих сериях.

Как и Ван Дейк, оказавший на художника большое влияние, Хогарт достигает в своих портретах того сочетания внутреннего благородства и непринужденной естественности, которые будут представлять собой одну из характерных черт всей английской портретной живописи. Умело сочетая эффектно-декоративную передачу внешних данных персонажей с глубиной образа, художник прекрасно передавал их неповторимую непосредственность. Добавим, что незаконченная по свободе и смелости мазка Девушка с креветками надолго обогнала свое время.

Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий