Лондонская Национальная галерея
Зал 35 http://www.nationalgallery.org.uk/visiting/floorplans/level-2/room-35
Из серии «Модный
брак» Брачный контракт
Уильям Хогарт
(1697-1764) родился в Лондоне. Где и как он получил художественное
образование, неизвестно. В то время, когда Хогарт вступил на сцену
художественной жизни, ведущая роль в ней еще принадлежала иностранным
художникам. Среди богатых собирателей ценились картины фламандских или
итальянских мастеров. В 20-х годах он упоминается как иллюстратор и автор
злободневных сатирических эстампов. В его искусстве, сформировавшемся под
воздействием рисунков Калло и сатирических сценок голландских живописцев, в
частности Стена, рано начали проявляться индивидуальные черты.
В 1725 году Уильям Хогарт поступил в Академию живописи
Джеймса Торнхилла, а в 1729 году Хогарт женился на его дочери. В том же году
он создал полотно на тему «Оперы нищих» Джона Гея, имевшей колоссальный успех
у английской публики. Этой работой художник начал свою блестящую карьеру. Дебютируя
и как портретист, и как мастер жанровых сцен, он быстро завоевывает себе признание
в буржуазных и аристократических кругах.
Большой популярностью пользовалась серия гравюр по шести картинам
Хогарта под общим названием Карьера шлюхи. За ней последовали столь же
удачные серии: Карьера мота и Модный брак, в которых художник с
основательностью бытописателя продолжил рассказ о нравах современного ему
общества.
Из серии «Модный
брак»: Будуар графини
В этих картинах четко проработаны фигуры персонажей и все
детали того, что изображено на холсте, прекрасно выстроены композиции, великолепно
живописное мастерство. Переходя от одного интерьера к другому, часто с
узнаваемыми видами Лондона за окнами, мы наблюдаем губительные последствия
брака сына лорда и дочери богатого советника. Эти три серии картин и
сделанные с них гравюры были открытием для англичан: оказывается, живопись
может быть обличителем общественных пороков.
Совсем другой Хогарт предстает перед нами в портретах,
особенно если он пишет столь любимые им народные типы, близких ему людей,
детей. Большой удачей художника можно считать групповой портрет детей
аптекаря. Картина Дети Грехем вводит нас в полный очарования мир небогатой
английской семьи.
Дети Грэхем
Подлинный шедевр – Девушка с креветками, написанная яркими
и стремительными мазками. Ясный образ этой хохочущей, пышущей здоровьем,
жизнерадостной девушки из народа как бы противостоит тому уродливому и
порочному миру, который художник обличал в своих сериях.
Как и Ван Дейк, оказавший на художника большое влияние,
Хогарт достигает в своих портретах того сочетания внутреннего благородства и
непринужденной естественности, которые будут представлять собой одну из
характерных черт всей английской портретной живописи. Умело сочетая
эффектно-декоративную передачу внешних данных персонажей с глубиной образа,
художник прекрасно передавал их неповторимую непосредственность. Добавим, что
незаконченная по свободе и смелости мазка Девушка с креветками надолго
обогнала свое время.
Марфа Всеволодовна Замкова
http://bibliotekar.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий